Модуль оценки риска нарушений осанки и зрения, повышенной тревожности и агрессии
Модуль - оценки риска нарушений осанки и зрения, повышенной
тревожности и агрессии у обучающихся в рамках задач Проекта «Сибирская
школа – территория здоровья» были разработаны методические подходы к
оценке индивидуальных и коллективных рисков нарушений осанки и зрения,
повышенной тревожности и агрессии у обучающихся, базируемые на
специально разработанных высокоинформативных скрининговых и
прогнозных моделях.
Нарушения осанки и зрения, прочно вошедшие в число школьнообусловленной патологии, являются общепризнанной проблемой
современности, требующей планомерной профилактической работы в каждой
отдельно взятой образовательной организации. Предлагаемый модуль
базируется на сборе и анализе формализованных объективных и субъективных
данных по потенциальным факторам риска нарушений осанки и зрения – это
мебель; расстояние от рабочей поверхности до органа зрения; искусственное
освещение; гимнастика для глаз, мышц спины и шеи; продолжительность
использования электронных средств обучения в школе и дома, их
конструктивные особенности; продолжительность ежедневных прогулок в
светлое время суток; рабочая поза в положении сидя; наследственность.
Проблема профилактики нарушений психического здоровья
обучающихся также требует особого внимания и планомерной работы по
выявлению действующих факторов риска тревожности и агрессии, их
коррекции в семье и школе. Предлагаемая в рамках данного модуля методика,
необходима для организации работы по профилактике психоэмоционального
неблагополучия. Методика обеспечивает школы инструментом диагностики,
скрининга и профилактики нарушений психического здоровья. Она базируется
на информации классного руководителя, детей и их родителей о
психоэмоциональном состоянии детей, их поведенческих особенностях,
реакциях на поручения, критику, поощрения и коммуникации. Для детей
старше 10 лет для уточнения полученных результатов предлагается
дополнительно воспользоваться тестами Басса-Дарки, Спилбергера и Ханина.
Для оценки результатов по данному модулю пользователи могут
воспользоваться апробированным математическим аппаратом в форме
специально разработанного калькулятора, получить итоговые значения рисков
с расшифровкой по отдельным составляющим, а также воспользоваться
рекомендуемыми мерами профилактики для их реализации в школе и семье.
Работа в модуле формирует у участников Проекта понимание значимости и
вырабатывает дополнительную мотивированность к реализации
здоровьесберегающих технологий. Для удобства пользователей подготовлены
методические документы, определяющие порядок проведения оценочных
процедур, систему оценки и прогноза, подбора эффективных мер
коллективной и индивидуальной профилактики. Методика оцифрована в
форме специальных калькуляторов, что позволяет освободить пользователей
от необходимости проведения расчетных процедур, вооружая результатами
оценки введённой информации и рекомендациями по коррекциям рисков.
Подключение к модулю, не предусматривает реализацию финансовозатратных для общеобразовательной организации мероприятий. Вместе с тем,
позволяет осуществлять скрининг и раннее выявление детей, попавших в зону
риска, обеспечивая им необходимое медицинское и психологическое
сопровождение, что существенно снижает вероятность формирования
аддиктивного и девиантного поведения у детей.
Предлагаемая к практическому использованию система корректна,
информативна и проста в применении, предоставляет возможность
динамического наблюдения, коллективной и индивидуальной оценки.
В результате реализации модуля оценки риска участникам Проекта
предоставляется возможность идентификации рисков, их количественной
оценки, выявления факторов и групп детей, требующих коррекции;
своевременного проведения профилактических мероприятий.