Инженерно-технический модуль
Инженерно-технический модуль в соответствии с дизайном Проекта
предусматривал разработку инновационного контрольно-измерительного
оборудования, обеспечивающего возможность проведения измерений в течении
суток, получение результатов по задаваемым промежуткам времени,
визуализации материала в удобной для пользователей форме, получения
информации о времени и месте превышения гигиенических нормативов,
продолжительности данных временных промежутков в сутки, а также
системности (или несистемности) выявленных проблем, оценки возможных
последствий для здоровья и адекватности принимаемых корригирующих мер.
Разработка модуля проводилась совместно с Научно-производственной
компанией «РЕЛСИБ».
В результате было подготовлено и апробировано инновационное
контрольно-измерительное оборудование для измерения температуры и
относительной влажности воздуха, концентраций углекислого газа, уровня
искусственной и совмещенной освещенности рабочих поверхностей для
образовательных организаций. Контрольно-измерительное оборудование и
программное средство к ним прошло все регламентированные
законодательством РФ процедуры государственной регистрации.
В рамках проекта «Сибирская школа – территория здоровья» были
отработаны варианты практического использования контрольно-измерительного
оборудования в двух модификациях - в проводном и беспроводном исполнении.
Обе модификации обеспечивают возможность бесконтактного мониторинга в
режиме реального времени. Проводная система дороже в комплектации и
установке, но проще в эксплуатации, позволяет проводить одномоментные
измерения во всех учебных классах и кабинетах и формировать базы данных по
результатам измерений в автоматическом режиме (без участия пользователя), а
также накапливать информацию за весь период наблюдения – учебная неделя,
месяц, учебная четверть, учебный год. Беспроводная модификация мобильна, не
требует дублирования оборудования, также позволяет формировать базы данных,
но требует предварительной настройки оборудования пользователем и участие в
выгрузке данных с привязкой к кабинету. Аналитический функционал в форме
таблиц и графиков аналогичный.
Проводная модификация приборов прошла апробацию в двух
общеобразовательных организациях г. Новосибирска – это Вторая
Новосибирская гимназия и Лицей № 136. Оборудование было установлено во
всех учебных классах и кабинетах. Большинство измеряемых показателей
продемонстрировали выраженную динамичность в течение суток. Система
мониторинга позволила выявить стабильные системно- повторяющиеся
временные промежутки, в которых показатели выходили за границы
гигиенических нормативов в отдельных группах помещений, потенцируя у детей
снижение умственной работоспособности и когнитивных возможностей в ходе
урока. В школах были назначены ответственные за мониторинг лица. Для них и
учителей были разработаны памятки, как пользоваться оборудованием, что
делать в случае получения сигнала об отклонении мониторируемых показателей
от гигиенических нормативов, как формировать аналитическую информацию.
Проведенные мероприятия позволили существенно снизить суммарные
посуточные временные промежутки отклонений от гигиенических нормативов за
счет эффективного проветривания помещений и рационального дополнения
естественного освещения искусственным освещением. Однако, по ряду
показателей (относительная влажность воздуха, концентрации углекислого газа)
проблема требует не только организационных, но и локальных технических
решений. Выбор локального технического решения проблемы остается за
школой, вместе с тем, НИИ гигиены совместно с Научно-производственной
компанией «РЕЛСИБ» работает над инновационными решениями в улучшении
имеющихся систем воздухообмена в общеобразовательных организациях. Эта
работа проводится инициативно, вне задач, поставленных Проектом «Сибирская
школа – территория здоровья» на 2023-2025 гг. Данные решения пройдут
проектный и экспериментальный этапы и в случае потенциальной
эффективности будут предложены к практической реализации.
Беспроводная модификация приборов прошла апробацию во Второй
Новосибирской гимназии, измерения проводились сотрудниками НИИ. Данная
модификация также показала свою информативность и эффективность
оперативного реагирования мерами организационного характера, а также
индикацию локаций риска, требующих коррекции техническими мерами.
Сухой воздух в помещениях, значительные концентрации углекислого газа,
регистрируемые начиная с 3-4-го уроков, на фоне высокой напряженности
трудового процесса, связанного с обучением и контролем полученных знаний,
могут служить для детей предикторами обострений бронхиальной астмы,
хронического бронхита, снижения умственной работоспособности и
когнитивных функций во время уроков. Соответственно, данная система
приобретает высокую практическую значимость для каждой
общеобразовательной организации и наделяет ее инструментом оценки
коллективных и индивидуальных рисков здоровью школьников от
неблагоприятного воздействия сухого воздуха и значительных концентраций
углекислого газа в учебных классах и кабинетах. Это позволяет оценить
эффективность мониторинга и реализуемых по его результатам мерам
организационного и технического характера.
Таким образом, в результате реализации инженерно-технического модуля у
общеобразовательных организаций появляется реальная возможность
инновационной организации производственного контроля за параметрами
микроклимата, концентраций углекислого газа, искусственной и совмещенной
освещенности в учебных классах и кабинетах, обеспечивая мониторинг в режиме
реального времени и оперативное реагирование на выявляемые риски,
гарантируя надежную систему безопасности для здоровья обучающихся, а также
оценки коллективных и индивидуальных рисков в статике и динамике.