Санитарно-эпидемиологическая служба Новосибирской области - от послевоенных лет до нашего времени(к 100-летию образования санитарно-эпидемиологической службы)
После победы в тяжелейшей войне с фашизмом, Советский Союз был втянут в новую фазу противостояния с коллективным Западом. Сразу после Потсдамской конференции, в июле 1945 г. Соединенными Штатами Америки была принята Доктрина опережающего ядерного удара по Советскому Союзу. Первый план под кодовым названием «Пинчер», утвержденный в декабре 1945 г., предусматривал нанесение ударов 50-ю атомными бомбами для уничтожения 20 крупнейших городов. Список начинался с Москвы и включал, в том числе такие города Сибири как Омск, Новосибирск, Иркутск. На нейтрализацию этой угрозы были брошены мощные силы и средства.
В качестве примера можно привести такой факт: к 1 апреля 1946 г. в целом по стране было создано 270 геологоразведочных партий по поиску урановых руд. Первым предприятием атомной промышленности по переработке урана, стал завод № 250 в г. Новосибирске, данное предприятие функционирует по настоящее время. Для будущего завода отобрали площадку, где уже строился автомобильный завод по производству грузовых автомобилей. То есть, завод КамАЗ изначально планировали построить не в Набережных Челнах, а в Новосибирске. На строительстве завода работали более 14 тыс. человек. Через три года после начала строительства завод вступил в строй как предприятие по переработке природного урана. О скорости строительства можно судить и по темпам строительства ТЭЦ-4, которая была построена за два года.
Несомненно, в этот период страна испытывала большие экономические трудности, вместе с тем, в этот период большое и стратегическое значение придается развитию сети санитарной службы. Так, к 1945 году санитарноэпидемиологические станции были созданы во всех районах Новосибирской области. В тяжелое послевоенное время, они были еще маломощными учреждениями, не имевшими нужной для работы лабораторной базы, размещались в приспособленных помещениях. Зато все станции имели в своём распоряжении гужевой транспорт, были наделены большими полномочиями, позволяющими принимать решения от имени государства.
Из воспоминаний работы в послевоенный период главного санитарного инспектора Ордынского района Сниховского И.Т.: «На годовые отчеты до Новосибирска добирались за двое суток. Распоряжаясь именем государства, мы, как санитарные инспектора могли приостановить деятельность любого учреждения или предприятия - если видели в нем угрозу здоровью населения и тыловой мощи государства. Подобную непререкаемую власть, в то время имели только органы НКВД и представители военной приёмки на оборонных заводах.».
В послевоенные годы санитарно-эпидемиологический надзор представляли многочисленные профильные санитарные учреждения: областное отделение Всесоюзной Государственной санитарной инспекции, которое возглавлял главный государственный санитарный инспектор Новосибирской области, заместитель заведующего областным отделом здравоохранения - Саул Вульфович Певзнер; противоэпидемический сектор Облздравотдела в лице заслуженного врача РСФСР Р.Я. Ковалерчик; областная санитарно-эпидемиологическая станция (главный врач – Александр Андреевич Муромский); областная противомалярийная станция (Н.М. Ерохин); областная противотуляремийная станция (Е.Г. Филиппова); областная противобруцеллезная станция (Ф.И. Белкина). Такое множество областных санитарных и противоэпидемических учреждений порождало проблемы организации эффективной работы, в укомплектовании кадрами, финансировании, укреплении материально-технической базы и управлении.
В 1954 году Главная санитарная инспекция была объединена с Главным санитарно-противоэпидемическим управлением министерства здравоохранения СССР. Главные врачи санитарно-эпидемиологических станций стали главными государственными санитарными врачами.
В 1957 году в городе Новосибирске работало 13 санэпидстанций, из них 5 ведомственных, с общим количеством санитарных врачей и других специалистов - 165 человек.
Заслугой совместной работы санитарно- эпидемиологической службы и здравоохранения Новосибирской области, стало снижение общей смертности населения, к 50-м годам она снизилась в 4 раза, детская - в 5,1 раза. За 10 лет (1947-1957гг.) заболеваемость брюшным тифом сократилась в 3 раза, скарлатиной - в 2,5, малярией - в 40 раз.
К сожалению, в 1957-1958 годах произошла реорганизация сельского здравоохранения, которая крайне отрицательно сказалась на общем состоянии санитарно- эпидемиологического надзора. Районные санитарноэпидемиологические станции Новосибирской области были реорганизованы в санитарно-эпидемиологические отделы центральных районных больниц (ЦРБ) и подчинены главным врачам районов, что привело к быстрому и почти катастрофичному ухудшению материально-технической базы и потере кадров. Главные санитарные врачи районов попали в подчинение к руководителям поднадзорных учреждений здравоохранения, что значительно ограничило их полномочия и эффективность контрольно-профилактической деятельности, особенно в учреждениях здравоохранения.
Положение было исправлено после выхода в 1963 году Постановления Совета Министров СССР «О государственном санитарном надзоре в СССР». Этим документом были восстановлены прежняя структура и прежние функции государственной санитарной службы, созданы правовые и организационные основы ее дальнейшего развития.
Новый виток развития службы ознаменовался успехами в борьбе с инфекционными заболеваниями. В этот период была почти полностью ликвидирована трахома, единичными стали случаи малярии, энцефалита, полиомиелита и других заболеваний. К 1960 году, по сравнению с 1940 годом была снижена заболеваемость дизентерией на 40%, брюшным тифом - на 57%, туберкулезом – более чем в 5 раз. Статистические данные тех лет уверенно свидетельствуют о существенном снижении заболеваемости детей корью, дифтерией, скарлатиной, коклюшем.
Постепенно происходило восстанавливалась и укреплялась материально-техническая база санитарно- эпидемиологических учреждений Новосибирской области, велось строительство типовых санитарноэпидемиологических станций в районных центрах Барабинска, Татарска, Купино, Тогучина, Мошково, в г. Искитиме. Удобные и просторные помещения получили Новосибирская городская и Советская районная санэпидстанции. Появилась возможность создавать в них новые структурные подразделения, в том числе оснащённые современным лабораторным оборудованием.
В 1972 году было закончено строительство типового здания областной санитарно-эпидемиологической станции (главный врач - И.Т. Сниховский). В областной санэпидстанции были созданы новые подразделения, оснащенные передовым в то время оборудованием: отдел радиационной гигиены, вирусологическая лаборатория, лаборатория особо опасных инфекций, пункт сбора и переработки плацентарной крови, лаборатория по определению остаточных количеств ядохимикатов, лаборатория физико-химических методов исследования, токсикологическая лаборатория, лаборатория по измерению шума, вибрации и электромагнитных полей. Создание этих подразделений позволило санитарно-эпидемиологической службе Новосибирской области выйти на более высокий уровень работы, проводить мероприятия санитарного надзора с высокой степенью объективизации выводов и предложений к реализации профилактических мероприятий.
В конце 80-х годов, впервые в стране, была проведена централизация управления и финансирования всех санэпидстанций Новосибирской области. Они в очередной раз были выведены из подчинения органов здравоохранения, получили свой бюджет, смогли полностью укомплектоваться врачами и средним медицинским персоналом, а наиболее крупные санэпидстанции (Барабинская, Татарская, Мошковская, Карасукская и Искитимская) стали межрайонными лабораторными центрами. Надо отметить, что в этот период в санэпидслужбе области работало большое число выдающихся специалистов того времени: это - К.В. Лукина, И.Т. Сниховский, Ю.Н. Терещенко, Л.К. Иванова Г.С. Векшина, И.Я. Волъдман, К.В. Сергеева, 3.Т. Рудометова, Т.Д. Шелутинская, Е.Н. Погодаева, Ю.А. Уздан, В.П. Рубцова, Э.С. Поспелов, А.И. Никулина, Г.А. Старыгина, А.И. Акулов, А.К. Ванаг, Л. Л Страхова, М.Т. Батычко, Б.Г. Шаталов, Б.С. Горшков, В.В. Акульшин, В.С. Щедловская и многие другие.
К числу значимых для региона заслуг коллег того времени следует отнести разработку технико-экономических основ комплексной районной планировки административных районов Сибири, выполненной при активном участии СО АН СССР, Сибирских филиалов ВАСХНИЛ и АМН СССР. Санитарная службы области сотрудничала с 26-ю научно-исследовательскими институтами, в их числе - Новосибирский научно-исследовательский санитарный институт директор Е.М. Горбачев, Омский научноисследовательский институт природно-очаговых инфекций (директор Г.Н. Корнилова), Иркутский противочумный институт (директор А.Д. Сафонова), Новосибирский медицинский институт (ректор Ю.И. Бородин) и его кафедры: инфекционных болезней (проф. Г.Ф. Белов), микробиологии (проф. В.Е. Яворовская), общей гигиены (доцент С.Б. Квасов).
Врачами областной санитарно- эпидемиологической станции, совместно с Новосибирским Научно-исследовательским санитарным институтом в семидесятых годах были разработаны «Санитарно-гигиенические основы районной планировки и градостроительства Новосибирской области». Итогом работы явилось районирование области, позволяющее определить наиболее благоприятные в градостроительном отношении территории с решением вопросов расселения, а также размещения объектов промышленности и сельского хозяйства, обеспечивая надежный уровень охраны окружающей среды, жизни и здоровья населения, организации отдыха трудящихся, детей и подростков. Эта работа экспонировалась на ВДНХ и привлекла большое внимание огромного числа заинтересованных учреждений и ведомств, а также получила высокую оценку.
Совместно с государственной автоинспекцией проводились мероприятия по снижению уровня шума и вредных выбросов в атмосферу от автотранспорта. С этой целью впервые в стране именно на территории Новосибирской области были организованы первые в стране рейды санитарных врачей и сотрудников ГАИ с применением инструментальных методов исследования. Выводы, сделанные по итогам этой работы, были положены в основу «Правил обслуживания и эксплуатации автомобильного транспорта».
К 1990-му году Государственная санитарно-эпидемиологическая служба в Новосибирской области была представлена 45 учреждениями, в том числе одним центром госсанэпиднадзора в Новосибирской области, тремя центрами госсанэпиднадзора в городах области, десятью центрами госсанэпиднадзора в городских районах, тридцатью центрами госсанэпиднадзора в районах области и Новосибирским областным центром дезинфекции. В службе трудилось около 3 тысяч санитарных врачей, эпидемиологов, санитарных фельдшеров, лаборантов и младших медицинских работников.
Особое значение в период экономического и финансового кризисов начала 90-х годов имело обоснование и правовое закрепление целостной системы финансового обеспечения госсанэпидслужбы, направленной на сохранение ее структуры, материально-технического и кадрового потенциала и послужившей, в последующем, основой для развития службы.
Первостепенной задачей этого периода явилась отработка механизма перевода учреждений службы на многоканальную систему финансирования, предусматривающей финансирование за счет федерального бюджета и привлекаемых дополнительно средств за счет местных бюджетов и внебюджетных источников.
В условиях дефицита федерального, региональных и местных бюджетов, сокращения бюджетного финансирования учреждений госсанэпидслужбы, гиперинфляции, многомесячных задержек с выделением средств на заработную плату и связанным с этим напряжением в трудовых коллективах, были подготовлены и поддержаны решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации предложения о расширении объемов работ, выполняемых учреждениями госсанэпидслужбы в рамках оказания платных услуг и работ, а также привлечению к финансированию иных, не запрещенных законом источников внебюджетного финансирования (средства обязательного медицинского страхования, экологических фондов, средства в возмещение причиненного ущерба при ликвидации последствий нарушений санитарного законодательства и другие). Проблемы финансирования были предметом ежедневной заботы председателя Госкомсанэпиднадзора России Е.Н. Беляева. Его внимание к нуждам учреждений госсанэпидслужбы, их руководителям, трудовым коллективам являлось наглядным примером для всех.
Несмотря на все трудности, удавалось решать вопросы ежегодного увеличения объемов финансирования службы из федерального бюджета, в том числе и за счет федеральных целевых программ, по которым Госкомсанэпиднадзор России выступал государственным заказчиком или соисполнителем, выделения дополнительных бюджетных ассигнований на проведение мероприятий по ликвидации эпидемий, расширение участия местных бюджетов в финансировании региональных целевых программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В деятельности учреждений госсанэпидслужбы области все большее распространение получал накопленный еще в советский период опыт работы в условиях хозяйственной самостоятельности (благодаря проведенной ранее централизации управления и финансирования службы), происходила быстрая адаптация к рыночным механизмам переходной экономики.
Реализация намеченных Концепцией развития госсанэпидслужбы важнейших на тот период мероприятий по совершенствованию экономических аспектов деятельности ее учреждений позволила сохранить госсанэпидслужбу как целостную федеральную систему, с механизмами самостоятельного хозяйствования и саморазвития для обеспечения выполнения основных функций.
Знаковым событием стало принятие Федерального Закона от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", который направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации Конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Законом существенно расширилось содержание государственного санитарно-эпидемиологического надзора, были определены новые функции, поставлены новые задачи, среди которых приоритетное значение получает развитие системы наблюдения, оценки и прогнозирования состояния здоровья населения в связи с неблагоприятным воздействием вредных или опасных факторов среды обитания человека, а также системы целевого планирования мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В 2004 году в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" был образован федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного надзора в сфере соблюдения работодателями санитарно-гигиенических и санитарно-
противоэпидемиологических норм и правил - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
(Роспотребнадзор). На Роспотребнадзора возлагаются функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. В связи с этим изменяется структура органов и учреждений санитарноэпидемиологической службы Новосибирской области, в службу вливается Государственная Торговая инспекция с функциями Защиты прав потребителей.
К 2005 году Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), как федеральный орган исполнительной власти, относится к полномочиям Правительства РФ. В Новосибирской области создается Территориальный орган - Управление Роспотребнадзора в функции которого входит контроль и надзор в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. Для обеспечения деятельности Управления формируется ФБУЗ «Центры гигиены и эпидемиологии». Таким образом в Управлении Роспотребнадзора по Новосибирской области было создано 8 территориальных отделов: в Искитимском, Мошковском, Ордынском, Барабинском, Коченевском, Чановском и в г. Бердске с закрепленными за ними районами, а в ФБУЗ «Центре гигиены и эпидемиологии в Новосибирской области» образовано 8 филиалов, в тех же, наиболее крупных районах области.
Серьезным испытанием для вновь Роспотребнадзора в Новосибирской области стала вспышка гриппа птиц Н5N1, зарегистрированная среди птиц в личных подворьях граждан села Суздалка оволенского района 10 июня 2005 года. Причиной тому послужил непосредственный контакт домашней птицы с дикими утками на водоемах, прилегающих к населенным пунктам. Пострадали многие жители населенных мест Барабинской и Кулундинской зон Новосибирской области. В очагах гриппа птиц экстренно проводились противоэпизоотические и противоэпидемические мероприятия. Пострадавшим жителям предлагалась денежная компенсация за забитую больную домашнюю птицу. Благодаря слаженной и оперативной работе ветеринарной и санитарной служб, под руководством оперативного штаба по чрезвычайным ситуациям Новосибирской области, удалось не допустить возникновения вспышек гриппа птиц на Новосибирских птицефабриках.
Профессионализм наиболее ярко проявился во время пандемии новой коронавирусной инфекции, когда специалисты Роспотребнадзора не просто продолжили свою работу, но и приняли самое непосредственное участие в непростой борьбе с опасным вирусом.
Министр промышленности и торговли Денис Мантуров отметил - Мы убедились, что эпидемиологический щит нашей Родины - это крепкая и надежная защита, на которую можно рассчитывать в любой ситуации, вызывает бесконечное уважение и признательность".
Специалисты Роспотребнадзора Новосибирской области были в авангарде борьбы с пандемией коронавируса, самыми первыми встречая на государственной границе (А\п «Толмачево», ж.д. вокзал «Новосибирск Главный») приезжих из стран неблагополучных по этой инфекции. В каждом пункте пропуска через границу РФ ежегодно на наличие инфекций досматривают более 20 млн человек, предотвращая завозы опасных заболеваний.
Это очень важный, но следующий этап истории деятельности специалистов Роспотребнадзора Новосибирской области.
Век прошёл со дня основания службы. Святыми стали памятники солдатам, учёным и первопроходцам космоса. Санитарным врачам пока памятника нет. Но есть архивы, сохранились фото- и видеоматериалы, ежедневного труда, труда во благо профилактики, труда во благо высокого качества жизни и здоровья наших сограждан. За весь исторический период в учреждениях государственной санитарно-эпидемиологической службы Новосибирской области работали 22 «Заслуженных врача Российской Федерации», для укрепления кадрового потенциала был сформирован медикопрофилактический факультет в Новосибирском медицинском Университете. Итак, осмысливая краткую историю создания и совершенствования государственной санитарной службы, на примере Новосибирской области на протяжении целого столетия, можно уверенно сказать, что государственная санитарно-эпидемиологическая служба всегда была в авангарде событий жизни государства, его развития и организации работы в периоды великих потрясений и нестабильности, обеспечивая популяционный уровень защиты жизни и здоровья граждан.